Пятница, 19.04.2024, 07:12
Data Mining
Главная | Азы философии - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Разное » Ассоциация "Синтез мировоззрений" РФО РАН » Азы философии (Небольшой ликбез по философии)
Азы философии
Aniyes0Дата: Вторник, 28.04.2015, 13:28 | Сообщение # 1
Проверенный
Группа: Администраторы
Сообщений: 245
Репутация: 0
Статус: Offline
Планомерного изучения философии здесь не планируется. Это просто записная книжка для того, чтобы что-то не забыть.
 
Aniyes0Дата: Вторник, 28.04.2015, 13:28 | Сообщение # 2
Проверенный
Группа: Администраторы
Сообщений: 245
Репутация: 0
Статус: Offline
"Учение о Душе. Аристотель" // Philosoff.RU - Философия в доступном изложении ]
http://www.philosoff.ru/rus.....shtml   
Душа
Аристотель не анимист, так же как он и не гилозоист.
анимист - вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы.
гилозоист -  представление о том, что вся материя является одушевлённой, или сама по себе, или путём участия в функционировании Мировой души, или каким-либо похожим образом.
панпсихизм - приписывает определённую форму сознания или ощущения всей материи.
Аристотель отдает предпочтение психологии перед биологией, говоря, что
"занимающемуся теоретическим рассмотрением природы следует говорить о душе больше, чем о материи, поскольку материя скорее является природой через душу, чем наоборот" (О частях животных I, 1, с. 39).
Душой может обладать только естественное, а не искусственное тело (топор души не имеет). Это естественное тело должно обладать возможностью жизни. Осуществление (энтелехия) этой возможности и будет душой. Аристотель говорит здесь, что "душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же есть энтелехия: стало быть, душа есть энтелехия такого тела" (II, 1, с. 394) 1 /Аристотель. О душе, кн. II, гл. 1./, или: "Душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью" (там же, с. 395), или: "Душа есть суть бытия и форма (логос) не такого тела, как топор, а такого стественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя" (там же).
"Отправляясь в своем рассмотрении от исходной точки, мы утверждаем, что одушевленное отличается от неодушевленного наличием жизни" (II, 2, с. 396)
Чтобы быть живым, достаточно обладать способностью к питанию, к росту и к закату (естественный цикл живого), т. е. быть растением. Способность к питанию - критерий растительной души. В своем же максимуме душа есть там, где есть ум, при этом даже только ум. Таков бог, о котором, как мы видели, Аристотель говорил, что "жизнь без сомнения присуща ему, ибо деятельность разума есть жизнь" (Метафизика, XII, 7, с. 221).
Так как способности к ощущеншо не может быть без растительной способности, то животные обладают не только животной, но и растительной душой. Таковы две низшие, "физические" души. Вторая выше первой и включает ее в себя. Где есть животная душа, там есть и растительная, но не наоборот. Поэтому животных меньше, чем растений.
"Будучи формой, сутью бытия, энтелехпей живого тела, душа есть "составная сущность". Такая душа от тела неотделима (II, 1, с. 396). Хотя она сама не тело, но она прпнадлежит телу, которое не безразлично душе. Душе отнюдь не безразлично, в каком теле она пребывает. Поэтому Аристотель отвергает орфико-пифагорейско-платоновское учение о переселениях душ.
делает вывод Аристотель, "состояния души имеют свою основу в материи" (там же, с. 373 - 374). Так же и вообще "способность ощущения невозможна без тела" (там же, с. 434), без которого совершенно невозможна деятельность и растительной души.
Однако разумная душа - не энтелехия тела. Ведь "ничто не мешает, чтобы некоторые части душн были отделимы от тела, так как они не энтелехия какого-либо тела" (там же, с. 396). Таков ум: если способность ощущения невозможна без тела, то "ум ... существует отдельно от него" (там же, с. 434). Хотя Аристотель и замечает, что относительно ума и способности к умозрению еще не очевидно, существуют ли они отдельно и независимо от тела или же нет, но ему все же "кажется, что они - иной род души и что только эти способности могут существовать отдельно, как вечное - отдельно от преходящего" (там же, с. 398). Аристотель не находит убедительного основания для утверждения того, что ум соединен с телом. Аристотель утверждает, что ум не имеет своего органа. Здесь он не на высоте для своего времени: ведь пифагореец Алкмеон задолго до Аристотеля нашел орган мышления в мозге.  
==================   
 В философии  Аристотеля человек представляется прочно укорененным в мире вещей, и душа его сугубо индивидуальна,  неразрывно связана с данным телом. Бессмертным в человеке может быть только безличный чистый разум, совпадающий с Нусом-Умом — космическим духом. По Аристотелю, существует три рода душ: растительная,  присущая растениям, с функциями  питания и воспроизводства;  чувствующая, свойственная животным, ее функции — ощущение,  стремление и движение; разумная, она есть у людей и богов. Аристотель верит в силы души, способные доставить счастье в одной жизни, и не надеется на загробное  воздаяние.
 
Форум » Разное » Ассоциация "Синтез мировоззрений" РФО РАН » Азы философии (Небольшой ликбез по философии)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024